Рейдерский захват товаров следствием из Омска

Рейдерский захват товаров следствием из Омска

Омские следователи выдумали уголовное дело о контрабанде дизтоплива, изъяли товар на миллионы рублей, половина солярки исчезла, оставшуюся половину разбавили водой. Рассказывает пострадавший предприниматель Самат Тенисов.

Только начало

Первого июля 2016 года Омская таможня инициировала возбуждение уголовного дела в отношении меня и пяти моих коллег по обвинению в контрабанде дизельного топлива из Республики Казахстан в РФ в составе организованной группы (ч. 3 ст. 226.1 УК РФ).

Более 20 месяцев дело (№ 560729) находилось в РОПД СУ УМВД России по Омской области.

Согласно постановлению о привлечении меня в качестве обвиняемого, я в период с 05.02.2016 по 18.05.2016 совместно с иными лицами неоднократно перевез через государственную границу РФ дизельное топливо экологического класса К3, получив доход в сумме более одного млн руб.

Проблема в том, что одним из признаков преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК РФ, является незаконность.

Но поскольку норма является бланкетной (то есть предоставляющей государственным органам и должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения и запреты — прим.авт.), то следственные органы были обязаны сослаться на конкретные нормативно-правовые акты, запрещающие перемещение дизельного топлива через государственную границу РФ (либо определяющие порядок перемещения такого груза), которые я нарушил.

К таким нормативно-правовым актам органы следствия отнесли технический регламент Таможенного союза 013/2011.

Якобы в его нарушение нефтепродукт не сопровождался соответствующими товарно-сопроводительными документами о качестве топлива, а также что обращение дизельного топлива экологического класса К3 на территории РФ не допускается.

А был ли мальчик?

Теперь давайте разложим все по полочкам.

Во-первых, пока шло предварительное следствие, вменяемые нам нарушения законодательно вывели в отдельный специальный состав административного правонарушения, с 2018 года это является административно наказуемым по ч. 2 ст. 14.43.1 КоАП РФ.

Поясняю простым языком: нарушения технического регламента в части несоответствия требованиям характеристик дизельного топлива преследуются административно, но никак не уголовно!

Во-вторых, что касается «предоставления неверных документов — товарно-транспортных накладных», что легло в основу обвинения в контрабанде.

Любой перевозчик знает, что документ, подтверждающий приобретение дизельного топлива, — это договор купли-продажи, документ, подтверждающий его количество — товарная накладная, документ, подтверждающий качество топлива — паспорт качества.

Товарно-транспортные накладные не являются документами, подтверждающими приобретение дизельного топлива, а также не подтверждают его качество, и уж точно они не говорят о контрабандистском умысле.

Отмечу, что при приобретении товара на условиях самовывоза и перевозке его на собственном транспорте оформлять ТТН не нужно — достаточно формы № ТОРГ-12.

Такую позицию поддержал Высший арбитражный суд (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 8835/10) и Минфин (Письма Минфина России от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 № 03-03-06/1-413).

Впрочем, даже при отсутствии документов на топливо пограничники не вправе запретить его ввоз, так как оно не является санкционным товаром.

Так мы переходим к третьему пункту.

Порядок перемещения топлива через государственную границу РФ не урегулирован, а значит оно ничем фактически не ограничено.

Похожая ситуация уже рассматривалась Конституционным Судом РФ — постановление от 16.07.2015 № 22-п «По делу о проверке Конституционности положения ст.226.1 УК РФ в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева».

Там имел место быть аналогичный факт перемещения товара, как и у нас, включенного в Постановление Правительства РФ и чей порядок ввоза на территорию РФ не был четко регламентирован.

Конституционный Суд ясно указал, что если нет прямого запрета на ввоз товара на территорию РФ, значит лица не должны нести за это уголовную ответственность.

Понятие незаконного перемещения товаров через границу содержится лишь в п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, и это определение распространяется на правоотношения, связанные с перемещение товаров через таможенную, а не государственную границу.

Следствие же в нашем обвинении указывает способ перемещения нефтепродуктов через государственную границу РФ, но применяет формулировки п. 19 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, указывая, что использовались не соответствующие действительности документы.

Деятельность по обороту товаров между странами ЕАЭС регламентируется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Им предусмотрен свободный оборот товаров и услуг между странами — членами Таможенного союза, к которым относятся Российская Федерация и Республика Казахстан.

Между ними не осуществляется таможенный контроль, только пограничный. Разный порядок перемещения товара через таможенную и государственную границу РФ определяет и недавнее постановление Пленума ВС РФ № 12 от 27.04.2017 «О судебной практике по делам о контрабанде».

И последнее.

Следствие почему-то рассматривает указанный Технический регламент как полный запрет на оборот дизельного топлива экологического класса ниже К5, приравнивая его чуть ли не к наркотикам или оружию.

Отмечу, что дизельное топливо может быть сертифицировано как по ТР/ТС 013/2011, так и по ГОСТам или ТУ.

Помимо того, следствие совершенно игнорирует оборот дизельного топлива экологического класса ниже К5 на рынке и даже не посчитало нужным допросить представителей заводов, которые его выпускают.

Подтверждением свободного обращения такого топлива могут служить государственные закупки (информация с сайта http://zakupki.gov.ru).

Например, 17.04.2017 подведены итоги электронного аукциона, заказчиком которого выступала Войсковая часть 3524, предметом — топливо дизельное Евро 3 вид 1 с содержанием серы от 50 до 350 мг/кг (ГОСТ Р 52368-2005).

11.05.2017 АО «Хомутовское ДЭП» приняло решение о заключении договора с ООО «КурскСпецстройкомплектация» на поставку топлива дизельного ЕВРО, сотр С, вид 2 (ДТ-К4).

Я не очень понимаю: следствие не читает нормативные акты, не знает действующего законодательства или ведет себя так умышленно?

Просто добавь воды

Согласно п. «д» ст. 3 постановления Правительства РФ от 04.06.2012 № 546 «Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» на сотрудников пограничного управления возложена задача лишь по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу/вывозу в/из страны.

И только прямой запрет к ввозу товара может спровоцировать его изъятие.

Мы потребовали наше топливо назад.

Но после изъятия у нас трех полуприцепов-цистерн, из 223 183 литров, спустя месяц, пропала половина — 116 132 литров.

Якобы оно вытекло.

И никого это не смутило!

Мы обратились в областную прокуратуру, но первый заместитель прокурора Омской области глава Александр ЛОРЕНЦ посчитал, что факты хищения дизельного топлива отсутствуют.

Впрочем, после этого расследующая наше дело Ирина МЕДВЕДЕВА, старший следователь следственной части следственного управления УМВД России по Омской области все-таки выделила в отдельное производство уголовное дело в отношении неустановленных лиц, обвиняемых в совершении кражи.

Это еще не все: оставшееся дизельное топливо, вещественное доказательство по нашему делу, оказалось уничтожено следственными органами — все нефтепродукты смешали в одной емкости.

При этом органы следствия даже не удосужились отобрать образцы нефтепродукта с каждой цистерны и отсека.

На наш взгляд, проделано это умышленно — раз похищенные нефтепродукты уже не получалось компенсировать, только смешав все в одной емкости и разбавив, например, водой возможно было скрыть этот объем в общей массе.

Также это сделало невозможным проведение повторной экспертизы (а в ней имеется существенная необходимость, поскольку первоначальная экспертиза, как мы считаем, проведена с нарушением закона).

В итоге нет и уже не будет достоверной экспертизы о качестве топлива.

Стоимость топлива, кстати, в разы завышена — цены, которая указана в заключении товароведческой экспертизы, попросту нет на рынке.

Помимо этого 21.07.2016 следствие безосновательно изъяло с моей базы в поселке Магистральный Омской области 48,5 тысяч л дистиллята газового конденсата, который приобщили к уголовному делу в качестве вещественного доказательства, несмотря на то, что предметом преступления проходит дизельное топливо.

Несмотря на наличие множества процессуальных нарушений по уголовному делу, следствие передало уголовное дело в Исилькульский городской суд Омской области.

Мы предполагаем, почему — поскольку по уголовному делу сотрудники правоохранительных органов изъяли нефтепродуктов на общую сумму свыше 10 млн рублей, а в настоящий момент достоверно известно, что не хватает огромной их части.

Не исключено, что наше крайне спорное уголовное дело и инициировано только ради организации этого хищения.

Мы обратились в Генеральную прокуратуру РФ и Следственный комитет РФ с требованием провести проверку по фактам хищения дизельного топлива и наличия совершения преступлений следователями и иными лицами, предусмотренных статьями 286 («Превышение должностных полномочий»), 293 («Халатность»), 299 («Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности») УК РФ.

К сожалению, наша проблема не эксклюзивна.

Насколько мы осведомлены, таможенные органы Омской области и по сей день возбуждают аналогичные нашему уголовные дела и пытаются привлечь к уголовной ответственности лиц, никак не опровергнув вышеизложенные мной доводы об отсутствии состава преступления.

Источник Gulagu.net 23.04.2018 «Омские следователи занимаются рейдерским захватом? А инициировано это Омской таможней?»

comments powered by HyperComments